КОМПЛИМЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕМЦЕВ В XVII–XVIII вв.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.107Аннотация
Целью статьи является изучение роли и значения комплимента в рамках вежливого коммуникативного поведения представителей немецкой культуры XVII–XVIII вв. Материалом исследования послужили так называемые книги комплиментов, которые рассматриваются как один из видов сводов правил поведения. Автор статьи обращается к изданиям книг комплиментов «Ethica Complementoria» или «Complementier=Buͤ chlein» 1646 и 1647 гг., которые послужили основой для книги комплиментов 1722 г., дополненной новыми главами, посвященными новым аспектам комплимента. Анализ завершается изучением собрания комплиментов 1744 г. С привлечением описательного и ситуативно-интерпретационного метода, методов контекстного анализа и лингвистической интерпретации текста автор исследует, что понималось под комплиментом, и приходит к выводу, что комплимент толковался как любое вежливое поддержание беседы, учитывающее социальное положение собеседников и ситуацию общения, и являлся неотъемлемой частью вежливого поведения. Комплимент обладал определенной повторяющейся структурой и не отличался краткостью. Репертуар комплиментов наряду с этикетными приветствиями, прощаниями, выражением благодарности, пожеланий, выбором соответствующего обращения охватывал также такие элементы, как предложение услуг, воздаяние почести, заверение в искренности и предлагался для самых разнообразных этикетных ситуаций, например комплимент для коммуникации при дворе, во время голосований, в обществе, на свадьбе, на танцах, в путешествиях и по возвращении из поездок и т. д. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что понимание комплимента определялось не только содержательно, но и функционально. Основной задачей комплимента было расположить к себе собеседника, убедив его в своем искреннем благоволении, готовности помочь и благодаря этому обеспечить себе благосклонность собеседника и вообще выгодную позицию в будущем. Новизна исследования заключается в выбранном материале и рассмотрении комплимента в диахронии.
Ключевые слова:
категория вежливости, этикет, своды правил поведения, комплимент, обращение
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Условия передачи авторских прав на статьи и рецензии, опубликованные в ежегодном периодическом издании «Немецкая филология» регулируются условиями Лицензионного Договора автора с Санкт-Петербургским государственным университетом. В соответствии с Лицензионным Договором опубликованные материалы находятся в открытом доступе, а авторам бесплатно предоставляется неограниченные возможности их распространения и самостоятельного архивирования.