МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ПЕРВЫХ ПОСОБИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Авторы

  • Галина Андреевна Баева СПбГУ, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.118

Аннотация

Информационный взрыв, вызванный изобретением книгопечатания в середине XV в., Реформация и деятельность Лютера привели к возвышению немецкого языка до уровня «высоких» языков, на которых можно было вести обучение в немецких школах дополнительно к трем священным языкам. Впервые немецкий язык становится не только объектом описания, но и объектом обучения в немецких школах, в которых наряду со счетом и основами Закона Божьего обучали читать и писать на родном немецком языке. Назрела необходимость не только лингвистического осмысления немецкого языка, но и внедрения его в обучение. Коммуникативные практики, представленные в первых пособиях по обучению грамоте на немецком языке, отражают мультимодальный процесс, осуществляющийся посредством трех основных информационных каналов — вербального, просодического и визуального. В статье описывается формирование процесса интеграции вербальной информации, ориентированной прежде всего на учителя, с просодической (слогоделение, звукоподражание и звукоизвлечение и т.п.) и невербальной, визуальной, заключенной в таблицах, графиках и картинках (с учетом жестов, мимики и т.п.), рассчитанной на обучаемого. В задачи статьи входит описание функционального взаимодействия и персуазивного потенциала вербальных, визуальных, звуковых и графических знаков в процессе коммуникации при обучении грамоте на немецком языке. Контент анализируемых пособий по обучению грамоте XVI–XVII вв., составленных Валентином Икельзамером, Фабианом Франком, Петером Йорданом, Ортольфом Фуксбергером и др., демонстрирует динамику развития этого типа текста от мономодальных вербальных пособий через включение в вербальный текст таблиц и схем до интегративного встраивания картинки (изображения) в вербальный контекст и «центрического» включения инсценировочного изображения, при котором ведущая роль отдается изображению, а вербальная часть выступает как пояснение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

09.01.2023

Как цитировать

Баева, Г. А. (2023). МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ПЕРВЫХ ПОСОБИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 12, 347–377. https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.118

Выпуск

Раздел

III. МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ИСТОРИКО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)