КОМПЛИМЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕМЦЕВ В XVII–XVIII вв.

Авторы

  • Лилия Федоровна Бирр-Цуркан СПбГУ, Адрес: Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.107

Аннотация

Целью статьи является изучение роли и значения комплимента в рамках вежливого коммуникативного поведения представителей немецкой культуры XVII–XVIII вв. Материалом исследования послужили так называемые книги комплиментов, которые рассматриваются как один из видов сводов правил поведения. Автор статьи обращается к изданиям книг комплиментов «Ethica Complementoria» или «Complementier=Buͤ chlein» 1646 и 1647 гг., которые послужили основой для книги комплиментов 1722 г., дополненной новыми главами, посвященными новым аспектам комплимента. Анализ завершается изучением собрания комплиментов 1744 г. С привлечением описательного и ситуативно-интерпретационного метода, методов контекстного анализа и лингвистической интерпретации текста автор исследует, что понималось под комплиментом, и приходит к выводу, что комплимент толковался как любое вежливое поддержание беседы, учитывающее социальное положение собеседников и ситуацию общения, и являлся неотъемлемой частью вежливого поведения. Комплимент обладал определенной повторяющейся структурой и не отличался краткостью. Репертуар комплиментов наряду с этикетными приветствиями, прощаниями, выражением благодарности, пожеланий, выбором соответствующего обращения охватывал также такие элементы, как предложение услуг, воздаяние почести, заверение в искренности и предлагался для самых разнообразных этикетных ситуаций, например комплимент для коммуникации при дворе, во время голосований, в обществе, на свадьбе, на танцах, в путешествиях и по возвращении из поездок и т. д. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что понимание комплимента определялось не только содержательно, но и функционально. Основной задачей комплимента было расположить к себе собеседника, убедив его в своем искреннем благоволении, готовности помочь и благодаря этому обеспечить себе благосклонность собеседника и вообще выгодную позицию в будущем. Новизна исследования заключается в выбранном материале и рассмотрении комплимента в диахронии.

Ключевые слова:

категория вежливости, этикет, своды правил поведения, комплимент, обращение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Лилия Федоровна Бирр-Цуркан, СПбГУ, Адрес: Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии СПбГУ

Библиографические ссылки

Источники и словари

Романова Н.Н., Филиппов A.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. М.: Флинта: Наука, 2009. 304 с.

Campe J.H. Wörterbuch zur Erklärung und Verdeutschung der unserer Sprache aufgedrungenen fremden Ausdrücke. Ein Ergänzungsband zu Adelung’s und Campe’s Wörterbüchern. Braunschweig: Schulbuchhandlung, 1813. URL: https://leopard.tubraunschweig.de/receive/dbbs_mods_00070289 (дата обращения: 18.01.2024).

Complementier=Buͤchlein. 1647. URL: https://mdz-nbn-resolving.de/details:bsb10040194 (дата обращения: 18.01.2024).

Das Neu=alamodiͤʃche viel vermehrte und nach jetziger Art eingerichtete Complimentier=Buchlein / worinnen eine ʃonderbare Manier enthalten / wie man ʃo wohl mit hohen als niederen Stands=Perʃonen / und ʃonderbar in Geʃellʃchafften mit Frauenzimmer aufs zierlichʃte und hoͤ fflichʃte converʃieren und ihnen anttworten ʃolle. 1722. URL: https://epub.ub.uni-muenchen.de/37339/ (дата обращения: 18.01.2024).

Ethica Complementoria: Darinn Ein richtige Art vnnd Weise grundförmlich abgebildet wird, wie man so wol mit hohen Fürstlichen, als nidrigen Personen, auch bey Gesellschafften, Jungfrawen vnd Frawen Hofzierlich conversiren, reden und umbgehen müsse = Complementier-Büchlein. 1646. URL: https://mdz-nbn-resolving.de/details:bsb00033754 (дата обращения: 18.01.2024).

Sammlung neuer auserleʃener Complimenten, Wie ʃelbige heutiges Tages in den Umgang mit artigen Leuten uͤ blich ʃind. Nebʃt vorgaͤ ngigen Anmerkungen, auf welche Weiʃe ʃie vorgebracht, angenommen und beantwortet werden muͤ ʃʃen. Wie auch was fuͤ r Fehler man dabey begehen koͤ nne. 1744. URL: https://mdz-nbn-resolving.de/details:bsb11300032 (дата обращения: 18.01.2024).


Литература

Баева Г.А. Культура речи: стратегии речевого регулирования и маневрирования в истории немецкого языка // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. 2023. Т. 13. С. 241–258.

Белан Д.В. Комплимент в американской и французской коммуникативных культурах (сопоставительный анализ): автореф. дис ... канд. филол. наук. М., 2007, 17 с.

Бирр-Цуркан Л.Ф. Вежливость как регулятор коммуникативного поведения немцев в XVIII в. // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. 2023. Вып. 13. С. 259–281.

Вострикова Е.С. Комплимент как одна из форм фатического общения: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2010. 17 с.

Жуматова Ю.В. Лингвокультурологические особенности русского и английского комплиментов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2009. 23 с.

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: КомКнига, 2006. 288 с.

Коробова Н.В. Мелиоративные коммуникативные стратегии современной английской речи: автореф. дис ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2010. 16 с.

Леонтьев В.В. «Похвала», «Лесть» и «Комплимент» в структуре английской языковой личности: автореф. дис ... канд. филол. наук. Волгоград, 1999. 26 с.

Мудрова Е.В. Комплимент как первичный речевой жанр: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 2007. 25 с.

Семенова Е.А. Место и роль комплимента в русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 18 с.

Солдатова О.С. Использование фатических эмотивов в межкультурной коммуникации на примере ситуации «комплимент» // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2009. No 4. С. 41–48.

Торговкина Т.А. Феномен комплимента в истории французской речевой культуры XVI–XVIII веков: автореф. дис. ... канд. культурологии. Саранск, 2006. 18 с.

Трофимова Н.А. Речевой акт комплимента: прагматический анализ // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. No 1. С. 80–88.

Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении: теория и практика. М.: ВК, 2009. 334 с.

Шалюхина А.В. Комплимент и похвала как проявления эмпатии в испанском языке // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2017. Т. 15. No 1. С. 91–102.

Beetz M. Frühmoderne Höflichkeit. Komplimentierkunst und Gesellschaftsrituale im altdeutschen Sprachraum. Stuttgart: Metzler, 1990. 361 S.

Hesselink C. Das Komplimentierbuch. Entwicklung und Kontexte einer vermittelnden Gattung. München: Universitätsbibliothek der Ludwig-Maximilians-Universität, 2016. 399 S.


References

Baeva G.A. Speech culture: strategies for speech regulation and maneuvering in the history of the German language. German Philology in St. Petersburg State University, 2023, issue 13, pp. 241–258. (In Russian)

Beetz M. Frühmoderne Höflichkeit. Komplimentierkunst und Gesellschaftsrituale im altdeutschen Sprachraum. Stuttgart, Metzler, 1990. 361 S.

Belan D.V. Compliment in American and French communicative cultures (comparative analysis): PhD Abstract. Moscow, 2007, 17 p. (In Russian)

Birr-Tsurkan L.F. Politeness as a regulator of communicative behaviour of Germans in the 18th century. German Philology in St. Petersburg State University, 2023, iss. 13, pp. 259–281. (In Russian)

Formanovskaya N.I. Speech etiquette in Russian communication: theory and practice. Moscow: VK Publ., 2009. 334 p. (In Russian)

Hesselink C. Das Komplimentierbuch. Entwicklung und Kontexte einer vermittelnden Gattung. München, Universitätsbibliothek der Ludwig-Maximilians-Universität, 2016. 399 S.

Issers O.S. Communicative strategies and tactics of Russian speech. Мoscow, KomKniga Publ., 2006. 288 p. (In Russian)

Korobova N.V. Reclamation communicative strategies of modern English speech: PhD Abstract. N. Novgorod, 2010. 16 p. (In Russian)

Leontiev V.V. “Praise”, “Flattery” and “Compliment” in the structure of the English linguistic personality: PhD Abstract. Volgograd, 1999. 26 p. (In Russian)

Mudrova Е.V. Compliment as a primary speech genre: PhD Abstract. Taganrog, 2007. 25 p. (In Russian)

Semenova E.A. The place and role of a compliment in the Russian language: PhD Abstract. Moscow, 2010. 18 p. (In Russian)

Shalyukhina A.V. Compliment and praise as manifestations of empathy in Spanish. RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching, 2017, vol. 15, no. 1, pp. 91–102. (In Russian)

Soldatova O.S. Use fatic emotives in the intercultural communications on an example of a situation «compliment». RUDN Journal Linguistics, 2009, no. 4, pp. 41–48. (In Russian)

Torgovkina T.A. The phenomenon of compliments in the history of French speech culture of the 16th–18th centuries: PhD Abstract. Saransk, 2006. 18 p. (In Russian)

Trofimova N.A. The speech act of compliment: pragmatic analysis. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov, 2008, no. 1, pp. 80–88. (In Russian)

Vostrikova Е.S. Compliment as a form of phatic communication: PhD Abstract. St. Petersburg, 2010. 17 p. (In Russian)

Zhumatova Ju.V. Linguocultural features of Russian and English compliments: PhD Abstract. Chelyabinsk, 2009. 23 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

25.03.2025

Как цитировать

Бирр-Цуркан, Л. Ф. (2025). КОМПЛИМЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕМЦЕВ В XVII–XVIII вв. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 14, 136–158. https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.107

Выпуск

Раздел

I. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ КОНТЕКСТАХ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)