СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ТЕКСТА В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ОПИСАНИИ НЕМЕЦКИХ РЕМЕСЕЛ

Авторы

  • Maria N. Dmitrieva СПбГУ, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.120

Аннотация

В центре внимания статьи находятся механизмы взаимодействия графических изображений и текстовых описаний, включающих исторические и культурологические сведения о старинных немецких ремеслах. Целью статьи является
показ различных типов взаимосвязи графического изображения и вербального текста. В качестве теоретической и методологической основы исследования выступают концепции мультимодальности и дискурс-анализа; обзорно представлены избранные работы последних лет, посвященные заданной проблематике. Методы дискурс-анализа позволяют реализовать расширенный подход к обсуждению разнотипных графических знаковых систем и механизмов их взаимодействия. В качестве материала исследования взята книга о немецких старинных ремеслах, связанных с национальными особенностями архитектуры и технологий строительства. В связи со спецификой такой тематики иллюстрации играют важную роль. Были выделены три способа взаимодействия изображения и текста. Первый, наиболее простой, охватывает случаи, когда подпись напрямую отображает то, что показано на рисунке. В таких случаях изображение служит уточнению и конкретизации текстового сопровождения. Вторую обширную группу составляют примеры, когда текст содержит смежную информацию об истории промысла, степени и причинах его распространенности в определенной местности и др. Третью группу составляют немногочисленные примеры, когда иллюстрации отводится исключительно декоративная функцияи текст, расположенный рядом с ней, не обнаруживает непосредственной связи с изображением. Три выделенные группы являются не более чем исследовательским приемом. В целом же изображение и текст выступают в книге в виде целостного коммуникативно неделимого единства. Основная цель иллюстраций, наряду с дополнением денотативной информации нарратива, заключается в том, чтобы заинтересовать адресата обозначенной темой, вовлечь его в диалог, побудить к собственным исследованиям и наблюдениям. Так, иллюстрации можно рассматривать как один из способов реализации текстовой категории
диалогичности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

09.01.2023

Как цитировать

Dmitrieva, M. N. (2023). СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ТЕКСТА В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ОПИСАНИИ НЕМЕЦКИХ РЕМЕСЕЛ. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 12, 390–402. https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.120

Выпуск

Раздел

III. МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ИСТОРИКО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ