Феминность в комическом медиадискурсе Германии и России в конце XIX — начале XX века
Аннотация
В статье рассматриваются лингводискурсивный и лингвокульторологический аспекты массмедийного юмористического и сатирического изображения женщин в России и Германии в конце XIX — начале XX века. С учетом актуальных для того времени «женских» тем изучаются типичные для данных лингвокультур особенности формирования гендерных стереотипов. Особое внимание уделяется малоформатным типам медиатекстов (карикатурам, юмористическим картинкам с подписями, афоризмам, анекдотам). При этом в фокусе внимания оказываются структура, семантика и прагматика текстов. В качестве материала исследования используются немецкие иллюстрированные периодические издания «Симплициссимус», «Истинный Якоб» и русские «Стрекоза», «Осколки», «Сатирикон» и другие. Для описания корпуса примеров используются традиционные методы сравнительного, семантического, текстового и прагмалингвистического анализа. В связи с исторически обусловленными факторами (например, развитием промышленности, увеличением городского населения, распространением грамотности) в тот период все более остро встает вопрос о равноправии мужчин и женщин, женской эмансипации, о социальной, правовой и политической роли женщин, что нашло свое отражение в массовой развлекательной прессе. Наряду с традиционными представлениями о женщине, в дискурсе популярных комических изданий изучаемого периода разнообразными способами создается также комический образ «новой» (эмансипированной) женщины. В работе анализируются лингвистические средства конструирования женственности в комическом медиадискурсе, а также выявляются смысловые доминанты дискурсивных портретов женщин в развлекательных СМИ. Изучаются лингвокультурные особенности медиакомизма, строящегося на базе стереотипных представлений о женщине. Особое внимание уделяется культурной специфике комических гендерных репрезентаций. Новизна исследования заключается в сравнительном ракурсе исследования, а также в недостаточной изученности гендерных стереотипов на материале немецко- и русскоязычных печатных СМИ как в лингводискурсивном, так и в диахроническом аспекте.
Ключевые слова:
гендер, стереотип, феминность, дискурс-анализ, комический дискурс, сатира, медиадискурс, малоформатный тип текста
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Условия передачи авторских прав на статьи и рецензии, опубликованные в ежегодном периодическом издании «Немецкая филология» регулируются условиями Лицензионного Договора автора с Санкт-Петербургским государственным университетом. В соответствии с Лицензионным Договором опубликованные материалы находятся в открытом доступе, а авторам бесплатно предоставляется неограниченные возможности их распространения и самостоятельного архивирования.