СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ТИПА ТЕКСТА «ПАРФЮМЕРНЫЙ ОБЗОР» В НЕМЕЦКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.121Аннотация
Исследование посвящено раскрытию специфики типа текста «парфюмерный обзор», являющегося конституентой парфюмерного дискурса. В качестве материала используется корпус посвященных парфюмерии онлайн-медиатекстов, созданных русско- и немецкоязычными авторами и опубликованных на портале «Fragrantica». Под парфюмерным обзором понимается заранее подготовленный текст, ведущая функция которого заключается в оценке парфюмерной композиции (эвалюативная функция). Помимо этого, в данном типе текста реализуется ряд дополнительных функций — аттрактивная (привлечение внимание читателя), фатическая (установка контакта с ним), информативная (информирование о качествах парфюма), людическая (языковая игра) и эмоционально-экспрессивная (выражение личных эмоций рецензента). В статье предпринята попытка сконструировать прототипическую модель парфюмерного обзора. С этой целью при помощи методики композиционно-прагматического членения текста было выделено одиннадцать коммуникативно-смысловых блоков. Наиболее важными из них являются: блок ольфакторной характеристики, где описываются сенсорно-технические параметры парфюма; ассоциативный блок, в котором представлены личные впечатления рецензента и эвоцируемые ароматом образы; а также заключение, отражающее обобщенную оценку парфюмерного произведения. Эти блоки вместе с рамочными элементами (заглавие, коммуникативная ситуация, вступление) образуют прототипическую модель данного типа текста. Обособленно располагается мультимодальный блок, который дополняет повествование эксперта и позволяет более полно выразить его впечатления. Установлено, что лингвокультурная специфика парфюмерного обзора проявляется в неравномерном распределении авторских оценок на положительном и отрицательном полюсах: немецкоязычные эксперты склонны чаще выражать смешанные и негативные оценки, в отличие от русскоязычных, среди которых доминируют положительные оценочные значения. Прочие особенности этого типа текста обусловлены спецификой индивидуального авторского стиля: некоторые рецензенты уходят от учета коммерческой составляющей при обзоре аромата и акцентируют личные ощущения, ассоциации и образы, другие же рассматривают парфюмерную композицию скорее как коммерческий продукт, принимая во внимание его стоимость, дизайн и технические характеристики.
Ключевые слова:
парфюмерный обзор, парфюмерный дискурс, одорический код, концепт «запах», ольфакторная метафора, типология текстов, коммуникативно-смысловые блоки
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Условия передачи авторских прав на статьи и рецензии, опубликованные в ежегодном периодическом издании «Немецкая филология» регулируются условиями Лицензионного Договора автора с Санкт-Петербургским государственным университетом. В соответствии с Лицензионным Договором опубликованные материалы находятся в открытом доступе, а авторам бесплатно предоставляется неограниченные возможности их распространения и самостоятельного архивирования.