ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ЛОЗУНГОВ (на материале избирательных кампаний 2017 и 2021 гг.)

Авторы

  • Елена Викторовна Зуевская МГЛУ, Адрес: Республика Беларусь, 220034, Минск, ул. Захарова, 21
  • Дарья Олеговна Ильянкова МГЛУ, Адрес: Республика Беларусь, 220034, Минск, ул. Захарова, 21 https://orcid.org/0009-0000-7099-5080

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.113

Аннотация

В статье анализируются языковые особенности немецкоязычных предвыборных лозунгов на материале избирательных кампаний пяти партий в 2017 и 2021 гг. В ходе исследования выявлена специфика синтаксической структуры политической рекламы, установлена взаимосвязь между характерными чертами политического дискурса, отдельными стратегиями и синтаксическими особенностями. В соответствии со стремлением максимально кратко выражать идеи предпочтение отдается простым распространенным предложениям, которые позволяют компримировать смысл в максимально запоминающуюся и легко воспринимаемую форму. При этом авторы политических лозунгов регулярно прибегают к языковой игре, что позволяет наполнить высказывания новыми смысловыми слоями, а также сохранить характерную форму, вызвав у реципиента невольное стремление совершить когнитивное усилие, чтобы попытаться понять интенцию автора. Определены особенности отражения категорий предложения — модальности, темпоральности и авторизации — в предвыборных политических лозунгах. Установлено, что в немецкоязычных предвыборных лозунгах наблюдается уход от прямого воздействия на адресата, а грамматические, лексические и графические средства помогают завоевать голоса избирателей при минимальном императивном воздействии на них, что необходимо в первую очередь для снижения степени агрессивности и категоричности высказываний. Полученные данные коррелируют с предпочтительным использованием повествовательных предложений, составляющих более половины отобранного материала, и регулярным использованием хеджирующей стратегии постановки точки вместо восклицательного знака. Категория темпоральности неизменно находит свое отражение в немецкоязычных предвыборных лозунгах, однако не всегда эксплицируется вербальными средствами. Большинство лозунгов ориентируются на будущее время, потенциальные изменения, актуализируя прогностическую функцию лозунгов, нацеленность на дальнейшее совершенствование. Установленная преимущественная деавторизованность текстов политической рекламы может объясняться принципом редукционизма и стремлением к более нейтральному оформлению высказываний, а «авторизовать» политическую рекламу помогает ее визуальное оформление.

Ключевые слова:

политический дискурс, предвыборный лозунг, синтаксис, модальность, темпоральность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Елена Викторовна Зуевская, МГЛУ, Адрес: Республика Беларусь, 220034, Минск, ул. Захарова, 21

Кандидат филологических наук, заведующая кафедрой теории и практики немецкого языка МГЛУ

Дарья Олеговна Ильянкова, МГЛУ, Адрес: Республика Беларусь, 220034, Минск, ул. Захарова, 21

студент магистратуры МГЛУ

Библиографические ссылки

Источники иллюстративного материала

lpb. Landeszentrale für politische Bildung Baden-Württemberg. URL: https://www.bundestagswahl-bw.de (дата обращения: 10.12.2022).


Литература

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. М.: Русские словари, 1996. С. 159– 207.

Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007. 520 с.

Боднарук Е.В. Модальные глаголы в современном немецком языке: систематизация значений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. Вып. 1 (817). С. 66–79.

Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. М: Прогресс, 1989. 308 c.

Попова Е.В. Предвыборный дискурс — многовекторность лингвистического исследования // Проблемы современной науки. Выпуск 5. Часть 1. Ставрополь: Логос, 2012. С. 46–50.

Рюкова А.Р., Филимонова Е.А. Языковые способы реализации персуазивности // Вестник Башкирского университета. 2016. T. 21. No 2. С. 23–26.

Тортунова И.А. Жанрово-стилистический портрет современного политического лозунга // Научный диалог. 2015. No 9 (45). C. 100–111.

Хабибуллина Ф.Я., Трапезникова Г.А. Функционирование афоризмов-лозунгов в политическом дискурсе разноструктурных языков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 2 (741). С. 106–121.

Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2006. 256 с.

Dorenbeck N. Wähler gewinnen oder verlieren? Linke Rhetorik im Bundestagswahlkampf 2021 // Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur. 17. Jahrgang, 2021, Heft 03. S. 313–328.

Klemm M., Michel S. (Social-Media-)Wahlkampfrhetorik von Bündnis 90 / Die Grünen // Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur. 17. Jahrgang, 2021, Heft 03. S. 281–296.

Völker H., Spieß C. Kontinuität oder Wandel? Zur Wahlkampfsprache von CDU/CSU im Bundestagswahlkampf 2021 // Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur. 17. Jahrgang, 2021, Heft 03. S. 264–280.

Wengeler M. „Respekt für dich. Kompetenz für Deutschland“. Zur Wahlkampfkommunikation der SPD im Bundestags-wahlkampf 2021 // Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur. 17. Jahrgang, 2021, Heft 03. S. 249–263.


References

Bakhtin M.M. The Problem of Speech Genres. Sobranie sochinenii v 7 t. T.5. Raboty 1940-kh — nachala 1960-kh godov. Moscow, Russkie slovari Publ., 1996, pp. 159–207. (In Russian)

Bodnaruk E.V. Modal Verbs in Modern German: Systematisation of Meanings. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2019, iss. 1 (817), pp. 66–79. (In Russian)

Bolotnova N.S. Philological Analysis of the Text: Textbook. 3rd ed. Moscow, Flinta Publ.; Nauka Publ., 2007. 520 p. (In Russian)

Chudinov A.P. Political Linguistics: Textbook. Moscow, Flinta Publ.; Nauka Publ., 2006. 256 p. (In Russian)

Dijk T.A. van. Language. Cognition. Communication. Transl. from English. Moscow, Progress Publ., 1989. 308 p. (In Russian)

Dorenbeck N. Wähler gewinnen oder verlieren? Linke Rhetorik im Bundestagswahlkampf 2021. Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur, 17. Jahrgang, 2021, Heft 03, S. 313–328.

Khabibullina F.Ia., Trapeznikova G.A. Functioning of Aphorisms-slogans in Political Discourse of Differently Structured Languages. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2016, iss. 2 (741), pp. 106–121. (In Russian)

Klemm M., Michel S. (Social-Media-)Wahlkampfrhetorik von Bündnis 90 / Die Grünen. Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur. 17. Jahrgang, 2021, Heft 03, S. 281–296.

Popova E.V. Pre-election Discourse — the Multidirectionality of Linguistic Research. Problemy sovremennoi nauki, iss. 5, part 1. Stavropol’: Logos Publ., 2012, pp. 46–50. (In Russian)

Riukova A.R., Filimonova E.A. Language Ways of Realising Persuasiveness. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2016, vol. 21, no. 2, pp. 23–26. (In Russian)

Tortunova I.A. Genre-stylistic Portrait of a Modern Political Slogan. Nauchnyi dialog, 2015, no. 9 (45), pp. 100–111. (In Russian)

Völker H., Spieß C. Kontinuität oder Wandel? Zur Wahlkampfsprache von CDU/CSU im Bundestagswahlkampf 2021. Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur. 17. Jahrgang, 2021, Heft 03, S. 264–280.

Wengeler M. „Respekt für dich. Kompetenz für Deutschland“. Zur Wahlkampfkommunikation der SPD im Bundestagswahlkampf 2021. Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur. 17. Jahrgang, 2021, Heft 03, S. 249–263.

Загрузки

Опубликован

25.03.2025

Как цитировать

Зуевская, Е. В., & Ильянкова, Д. О. (2025). ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ЛОЗУНГОВ (на материале избирательных кампаний 2017 и 2021 гг.). Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 14, 260–274. https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.113

Выпуск

Раздел

II. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ