ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ЛОЗУНГОВ (на материале избирательных кампаний 2017 и 2021 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.113Аннотация
В статье анализируются языковые особенности немецкоязычных предвыборных лозунгов на материале избирательных кампаний пяти партий в 2017 и 2021 гг. В ходе исследования выявлена специфика синтаксической структуры политической рекламы, установлена взаимосвязь между характерными чертами политического дискурса, отдельными стратегиями и синтаксическими особенностями. В соответствии со стремлением максимально кратко выражать идеи предпочтение отдается простым распространенным предложениям, которые позволяют компримировать смысл в максимально запоминающуюся и легко воспринимаемую форму. При этом авторы политических лозунгов регулярно прибегают к языковой игре, что позволяет наполнить высказывания новыми смысловыми слоями, а также сохранить характерную форму, вызвав у реципиента невольное стремление совершить когнитивное усилие, чтобы попытаться понять интенцию автора. Определены особенности отражения категорий предложения — модальности, темпоральности и авторизации — в предвыборных политических лозунгах. Установлено, что в немецкоязычных предвыборных лозунгах наблюдается уход от прямого воздействия на адресата, а грамматические, лексические и графические средства помогают завоевать голоса избирателей при минимальном императивном воздействии на них, что необходимо в первую очередь для снижения степени агрессивности и категоричности высказываний. Полученные данные коррелируют с предпочтительным использованием повествовательных предложений, составляющих более половины отобранного материала, и регулярным использованием хеджирующей стратегии постановки точки вместо восклицательного знака. Категория темпоральности неизменно находит свое отражение в немецкоязычных предвыборных лозунгах, однако не всегда эксплицируется вербальными средствами. Большинство лозунгов ориентируются на будущее время, потенциальные изменения, актуализируя прогностическую функцию лозунгов, нацеленность на дальнейшее совершенствование. Установленная преимущественная деавторизованность текстов политической рекламы может объясняться принципом редукционизма и стремлением к более нейтральному оформлению высказываний, а «авторизовать» политическую рекламу помогает ее визуальное оформление.
Ключевые слова:
политический дискурс, предвыборный лозунг, синтаксис, модальность, темпоральность
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Условия передачи авторских прав на статьи и рецензии, опубликованные в ежегодном периодическом издании «Немецкая филология» регулируются условиями Лицензионного Договора автора с Санкт-Петербургским государственным университетом. В соответствии с Лицензионным Договором опубликованные материалы находятся в открытом доступе, а авторам бесплатно предоставляется неограниченные возможности их распространения и самостоятельного архивирования.