МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ ПРЕЦЕДЕНТНОГО ТЕКСТА В АСПЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Авторы

  • Марина Алексеевна Олейник КубГУ, Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149
  • Александр Сергеевич Горбатовский КубГУ, Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.101

Аннотация

Цель статьи заключается в описании феномена прецедентности в его мультимодальной специфике, реализующейся в процессе воссоздания культурного пространства в художественном тексте. Авторы опираются на достижения современных лингвокультурологических исследований связи языка и культуры, в которых сфокусировано внимание на рассмотрении парадигматических и синтагматических связей языковых единиц, моделирующих в текстах
культурное пространство. При этом учитывается возможность реализации языковыми единицами их семиотической природы, особенности проявления которой определяются тем или иным контекстом, в частности в структуре прецедентных текстов. Новизна исследования состоит в применении теории мультимодальности к изучению прецедентного текста как элемента культурного пространства в художественном тексте. Основные вопросы заключаются в том, какие единицы прецедентного текста создают предпосылки для его мультимодальности и как эти единицы взаимосвязаны друг с другом. Учет денотативного значения лексических единиц, вербализующих канал передачи информации и восприятие этой информации адресатом, позволяет выявить в эмпирическом
материале эксплицитные и имплицитные способы реализации мультимодальности прецедентных текстов. Результаты анализа ключевых лексем прецедентных текстов послужили основой для характеристики мультимодальности, они
носят описательный характер и были получены с помощью сопоставительного метода, а также методов семантического, контекстуального и лингвокультурологического анализа. В статье выдвигается предположение, что мультимодальность прецедентного текста не только способствует передаче дополнительной культурно значимой информации, благодаря которой моделируется культурное пространство в художественном тексте, но позволяет и самому художественному тексту обнаружить его мультимодальный характер. Материалом для исследования послужили романы Der Weltensammler И.Троянова, 1913: Der Sommer des Jahrhunderts Ф.Иллиаса и Tyll Д.Кельмана, сюжеты которых разворачиваются на фоне культурно значимых исторических событий.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

29.12.2022

Как цитировать

Олейник, М. А., & Горбатовский, А. С. (2022). МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ ПРЕЦЕДЕНТНОГО ТЕКСТА В АСПЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 12, 19–31. https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.101

Выпуск

Раздел

I. МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ