КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ КОМПАНИИ КАК РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ

Авторы

  • Наталья Дмитриевна Имеретинская СПбГТИ(ТУ), Адрес: Российская Федерация, 190013, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 26 https://orcid.org/0009-0007-9404-7908

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.116

Аннотация

В статье рассматриваются языковые средства выражения эмотивности и экспрессивности при создании текстов корпоративных кодексов поведения в коммерческих компаниях. Кодексы поведения изначально представляли собой инструкцию, регулирующую поведение сотрудников в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. На основе прагматического и текстового анализа материала, собранного путем сплошной выборки, в статье делается вывод о том, что кроме информирующей и предписывающей (прескриптивной) функций, которые призваны выполнять тексты корпоративных кодексов, этот вид распорядительных документов все чаще проявляет черты рекламного текста: в последнее время при составлении таких документов все активнее используются приемы эмоционального воздействия на реципиента с целью создания положительного имиджа компании. При этом применяются тактики как персуазивного (рационального), так и суггестивного (эмоционального) воздействия на адресата. Персуазивное воздействие на адресата реализуется в информировании об устремлениях компании, ее ценностях, о принципах ведения бизнеса, об общечеловеческих ценностях, которые компания исповедует, а также в аргументированном объяснении, почему необходимо придерживаться норм поведения, предписываемых компанией. Суггестивное воздействие на аудиторию выражается в ярком оформлении текстов (брошюр) кодексов поведения с использованием изображений (фотографий, картинок, криптографий), различных видов шрифтов, ярких цветов. На языковом уровне воздействие проявляется в выборе положительно окрашенной эмоционально-оценочной и возвышенной лексики, суперлативных форм, а также в широком применении тропов, а именно метафор, метонимических переносов, фразеологизмов, клише и прецедентных текстов. Активное применение в тексте кодексов поведения также находят рекламные (имажинативные) слоганы, дающие емкое определение философии и ценностям бренда. Указанные выше наблюдения позволяют сделать вывод о том, что рекламная составляющая постепенно становится стилеобразующим элементом данного типа информационно-справочных документов, традиционно относимых к официально-деловому стилю.

Ключевые слова:

реклама, рекламный текст, документная лингвистика, кодекс поведения компании, эмоциональное воздействие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Наталья Дмитриевна Имеретинская, СПбГТИ(ТУ), Адрес: Российская Федерация, 190013, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 26

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков СПбГТИ(ТУ)

Библиографические ссылки

Источники иллюстративного материала

BASF Verhaltenskodex. URL: https://www.basf.com/global/de/who–we–are/organization/management/code–of–conduct.html (дата обращения: 18.12.2023).

Deutsche Post Verhaltenskodex. URL: https://group.dhl.com/content/dam/deutschepostdhl/de/media–center/responsibility/dpdhl–verhaltenskodex.pdf (дата обращения: 18.12.2023).

Karl Storz Verhaltenskodex. URL: https://www.karlstorz.com/cps/rde/xbcr/karlstorz_assets/ASSETS/3717448.pdf (дата обращения: 18.12.2023).

Lidl Unternehmensgrundsätze. URL: https://unternehmen.lidl.de/ueber–lidl/unternehmensgrundsaetze (дата обращения: 18.12.2023).

St. Pölten Verhaltenskodex. URL: https://www.st–poelten.at/images/Folder/Broschu_re_Verhaltenskodex.pdf (дата обращения: 18.12.2023).


Справочные материалы

Баженова Е.А. Интертекстуальность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта, 2006. С. 104–108.

Кушнерук С.П. Документная лингвистика: учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 256 с.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие. 2-е изд. М.: Флинта, 2014. 159 с.

Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000. 277 с.


Литература

Кара-Мурза Е.С. «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты // Словарь и культура русской речи: к 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. С. 164–186.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 264 с.

Кармин А.С. Психология рекламы. СПб.: ДНК, 2004. 509 с.

Кириллова Ю.Н. Экспрессивный потенциал метафоры в современных немецкоязычных текстах социальной рекламы // Мир науки, культуры, образования. 2016. No 6 (61). С. 408–411.

Король А.Н. Корпоративная (имиджевая реклама) как коммуникативный инструмент формирования имиджа и деловой репутации компании // Вестник Хабаровского университета экономики и права. 2017. No 4–5 (90– 91). С. 92–104.

Купина Н.А., Матвеева Т.В. Стилистика современного русского языка. 2-е изд. М.: Юрайт, 2015. 415 с.

Морозов А.Ю. Функциональная специфика рекламного текста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. 2009. Т. 11. No 4. С. 232–237.

Расницын В.Г. Корпоративный имидж в контексте бизнес-коммуникаций // Материалы конференции «Маркетинг, реклама и PR». 2002. URL: https://www.marketing.spb.ru/conf/2002-02-lbs/iabc.htm (дата обращения: 18.12.2023).

Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 284 с.

Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста. СПб.: Санкт-Петербургский институт печати, 2003. 232 с.

Шелестюк Е.В. Методологии исследования воздействия персуазивно-суггестивных текстов // Вестник Челябинского университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2008. No 3 (104). С. 142–152.

Golonka J. Werbung und Werte: Mittel ihrer Versprachlichung im Deutschen und im Polnischen. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. 456 S.

Krieg-Holz U. Werbesprache // Sprache im kommunikativen, interaktiven und kulturellen Kontext. Band 3. Berlin: Walter de Gruyter, 2018. S. 295–320.

Schifko P. Die Werbetexte aus sprachwissenschaftlicher Sicht // Die Werbung. Handbuch der Kommunikations- und Werbewirtschaft. Band 2: Die Werbebotschaften, die Werbemittel und die Werbeträger. Landsberg am Lech: Verlag Moderne Industrie, 1982. S. 982–996.


References

Feshchenko L.G. Structure of advertising text. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskii institut pechati Publ., 2003. 232 p. (In Russian)

Golonka J. Werbung und Werte: Mittel ihrer Versprachlichung im Deutschen und im Polnischen. Wiesbaden, VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. 456 S.

Kara-Murza E.S. Divine new world of Russian advertising: socio-cultural, stylistic and cultural and speech aspects. Slovar’ i kul’tura russkoi rechi: k 100-letiiu so dnia rozhdeniia S.I. Ozhegova. Moscow, Indrik Publ., 2001, pp. 164–186. (In Russian)

Karaulov Iu.N. Russian language and linguistic personality. 6th ed. Moscow, LKI Publ., 2007. 264 p. (In Russian)

Karmin A.S. Psychology of advertising. St. Petersburg, DNK Publ., 2004. 509 p. (In Russian)

Kirillova Y.N. Expressive potential of metaphor in modern German language texts of social advertising. Mir nauki, kultury, obrazovaniia, 2016, no. 6 (61), pp. 408–411. (In Russian)

Korol’ A.N. Corporate (image advertising) as a communicative tool for forming the image and business reputation of the company. Vestnik Khabarovskogo universiteta ekonomiki i prava, 2017, no. 4–5 (90–91), pp. 92–104 (In Russian)

Krieg-Holz U. Werbesprache. Sprache im kommunikativen, interaktiven und kulturellen Kontext. Band 3. Berlin, Walter de Gruyter, 2018. S. 295–320.

Kupina N.A., Matveeva T.V. Stylistics of the modern Russian language. 2nd ed. Moscow, Iurait Publ., 2015. 415 p. (In Russian)

Morozov A.Yu. Functional specificity of the advertising text. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Pedagogika i psikhologiia. Filologiia i iskusstvovedenie, 2009, vol. 11, no. 4, pp. 232–237. (In Russian)

Rasnitsyn V.G. Corporate image in the context of business communications. Materialy konferentsii “Marketing, reklama i PR”. 2002. URL: https://www.marketing.spb.ru/conf/2002-02-lbs/iabc.htm (accessed: 18.12.2023). (In Russian)

Schifko P. Die Werbetexte aus sprachwissenschaftlicher Sicht. Die Werbung. Handbuch der Kommunikations- und Werbewirtschaft. Vol.2: Die Werbebotschaften, die Werbemittel und die Werbeträger. Landsberg am Lech, Verlag Moderne Industrie, 1982, S. 982–996.

Shelestyuk E.V. Methodologies of research of the impact of persuasive suggestive texts. Vestnik Cheliabinskogo universiteta. Seriia: Filologiia. Iskusstvovedenie, 2008, no. 3 (104), pp. 142–152. (In Russian)

Telia V.N. Russian phraseology. Semantic, pragmatic and linguocultural aspects. Moscow, Iazyki Russkoi Kul’tury Publ., 1996. 284 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

25.03.2025

Как цитировать

Имеретинская, Н. Д. (2025). КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ КОМПАНИИ КАК РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 14, 312–327. https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.116

Выпуск

Раздел

II. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ