СИНТАКСИС НЕМЕЦКОГО ЧАСТНОГО ПИСЬМА XVIII ВЕКА (на примере писем музыкантов

Авторы

  • Альбина Витальевна Бояркина Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Опираясь на важные замечания В.Г.Адмони о  немецком синтаксисе XVIII  века, автор статьи анализирует эпистолярные тексты данного периода и приходит к выводу, что практически все упомянутые положения ученого находят свое подтверждение и в  письмах. Немецкое частное письмо XVIII  века представляет собой сложное явление. С одной стороны — декларируемая пись-мовниками жесткая эпистолярная структура (формулы обращения и прощания, эпистолярные клише), регламентированное композиционное строение, установленный для каждого типа письма содержательный состав и строгое соблюдение титулатуры, с  другой  — новые стилистические ориентиры, провозглашенные Х.Ф.Геллертом в середине XVIII века, призывающие к простоте и свободе, близости к разговорному стилю, естественному для неофициальной сферы коммуникации. Структурно-композиционное, содержательное и стилистическое оформление эпистолярного текста зависит от фактора адресата, авторских предпочтений и  стилистических установок эпохи, синтаксическое оформление текстов находится при этом под менее жестким контролем (в письмовниках практически не анализируется данный аспект, редкие замечания о синтаксисе представлены вне всякой системы). Немецкие письма XVIII века с точки зрения языкового оформления не представляют собой однородного явления. В этом смысле показательны письма музыкантов (в  частности, В.А.и  Л.Моцартов), которые демонстрируют не только примеры «нейтрального», «нормативного» на уровне синтаксиса эпистолярного текста, но  и  неожиданные варианты лингвокреативности. Анализ данных текстов доказывает, что и в эпистолярном дискурсе на уровне синтаксиса продолжалось и активно поддерживалось движение в сторону сближения письменной формы литературного языка и разговорной речи, о котором упоминал в своих работах В.Г.Адмони.

Ключевые слова:

В.Г.Адмони, синтаксис, немецкий язык, частное письмо, письмовник, эпистолярные тексты немецких музыкантов, Леопольд Моцарт, Вольфганг Амадей Моцарт

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Источники иллюстративного материала

I. Бояркина А.В. Отец гения: письма Леопольда Моцарта из первого путешествия в Италию // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 1 (36). С. 47–73.

II. Иванов Н. Полный всеобщий письмовник, примененный ко всем классам общества: собрание практических примеров служащих к изящному изложению писем на все случаи общественной жизни. М.: Тип. Александра Семина, 1853. 568 c.

III. Моцарт В.А. Полн. собр. писем. М.: Международные отношения, 2006. 538 с.

IV. Наставление, как сочинять и писать всякие письма к разным особам, с приобщением примеров из разных авторов: в 2 ч. М.: [Х.Л.Вевер]; При Имп. Моск. ун-те, 1773. I

V. [Новиков И. (?)]. Всеобщий секретарь, или Новый и полный письмовник, содержащий в себе письма: известительныя, совет подающия, обличительныя, повелительныя, просительныя, рекомендательныя, представляющия услугу, жалобу содержащия, выговорныя, извинительныя, содружественныя, поздравительныя, утешительныя, благодарительныя, издевочныя, любовныя, нравоучительныя и коммерческия, с присовокуплением: контрактов, записей, свидетельств, верющих писем, форм векселей, таблицы о процентах, расписок, пашпортов, наставлений, приказов, разных объявлений и прозьб, принадлежащих до присудственных мест, и духовных завещаний: в 2 ч. или 5 отделениях. 2-е изд., испр. и умнож. / издал И.Н.М.: Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1796.

VI. Claudius G.C. Allgemeiner Briefsteller: nebst einer kurzen Anweisung zu den nöthigsten schriftlichen Aufsätzen für das gemeine bürgerliche Geschäftsleben;

ein Handbuch zum Selbstunterricht für die mittlern und niedern Stände. Leipzig: Fleischhauer, 1808. 622 S.

VII. Gellert Ch. F. Briefe, nebst einer praktischen Abhandlung von dem guten Geschmacke in Briefen. Leipzig: Wendler, 1751. 304 S.

VIII. Haydn J. Gesammelte Briefe und Aufzeichnungen / hrsg. und erläutert von D.Bartha. Kassel: Bärenreiter, 1965. 599 S.

IX. Mozart W.A., Mozart L. Briefe und Aufzeichnungen: Gesamtausgabe: in 8 Bdn. / hrsg. von der Internationalen Stiftung Mozarteum Salzburg; gesammelt von W.A.Bauer, O.E.Deutsch; auf Grund deren Vorarbeiten erläutetert von J.H.Eibl. München; Kassel: DTV Deutscher Taschenbuch Verlag; Bärenreiter, 2005.

Литература

Адмони В.Г. Исторический синтаксис немецкого языка. М.: Высшая школа, 1963. 335 с.

Белунова Н.И. Дружеские письма творческой интеллигенции конца XIX — начала XX в. (жанр и текст писем). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 140 с.

Бирр-Цуркан Л.Ф. Этикетность как жанровая особенность эпистолярных текстов // Немецкая филология в Санкт-Петербургском университете. Вып. 9: Типология речевых жанров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. С. 9–25.

Бояркина А.В. Графостилистический облик писем В.А.Моцарта как проблема перевода // Материалы секции XL Международной филологической конференции «Музыка, текст, перевод». СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2012. С. 11–14.

Кабанова Т.Н. Эпистолярный текст частной переписки в аспекте теории речевого общения (на материале рукописных и опубликованных текстов XX в.): автореф. дис. … канд. филол. наук / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2004. 24 с.

Ковалева Н.А. Русское частное письмо XIX в.: Коммуникация. Жанр. Речевая структура. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 284 с.

Курганов Н.Г. Российская универсальная грамматика, или Всеобщее писмословие, предлагающее легчайший способ основательнаго учения русскому языку, с седмью присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещей. СПб.: [б. и.], 1769. 424 с.

Сулейманова М.А. Специфика элитарной языковой личности в эпистолярном диалоге: М.Цветаева и Б.Пастернак: автореф. дис. … канд. филол. наук. / Дагестан. гос. пед. ун-т. Махачкала, 2009. 24 с.

Подъяпольская О.Ю. Типология адресованности в текстах эпистолярного жанра: автореф. дис. … канд. филол. наук / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2004. 22 с.

Nickisch R.M.G. Die Stilprinzipien in den deutschen Briefstellern des 17. und 18. Jahrhunderts. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1969. 308 S.

References

Admoni V.G. Historical Syntax of the German Language. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1963, 335 p. (In Russian)

Belunova N.I. Friendly Letters of Creative Intellectuals of the Late 19th — Early 20th Centuries (Genre and Text of Letters). St. Petersburg, Izd-vo S.-Peterb. un-ta Publ., 2000, 140 p. (In Russian)

Birr-Tsurkan L. F. Etiquette as a Genre Feature of Epistolary Texts. Nemetskaia filologiia v Sankt-Peterburgskom universitete, issue 9: Tipologiia rechevykh zhanrov. St. Petersburg, Izd-vo S.-Peterb. un-ta Publ., 2019, pp. 9–25. (In Russian)

Boyarkina A.V. The Graphostilistic Look of Wolfgang Amadeus Mozart’s Letters as a Translation Problem. Materialy sektsii XL Mezhdunarodnoi filologicheskoi konferentsii «Muzyka, tekst, perevod». St. Petersburg, Filol. fak. S.-Peterb. gos. un-ta Publ., 2012, pp. 11–14. (In Russian)

Kabanova T.N. The Epistolary Text of Private Correspondence in Terms of Speech Theory (on the Material of Handwritten and Published Texts of the 20th Century): Autoref. of Diss. of Cand. of the Philology, Cheliabinsk State Pedagogical University. Cheliabinsk, 2004, 24 p. (In Russian)

Kovaleva N.A. Russian Private Letter of the 19th Century: Communication. Genre. Speech Structure. Moscow, SportAkademPress Publ., 2001, 284 p. (In Russian)

Kurganov N.G. Russian Universal Grammar, or General Letterology, Which Offers the Easiest Way to Teach the Russian Language, with Seven Different Educational and Fun Things to Add to It. St. Petersburg, [s. publ.], 1769, 424 p. (In Russian)

Suleimanova M.A. The Specifics of an Elitist Linguistic Personality in an Epistolary Dialogue: M.Tsvetaeva and B.Pasternak: Autoref. of Diss. of Cand. of the Philology, Dagestan State Pedagogical University. Makhachkala, 2009. 24 p. (In Russian)

Pod”iapol’skaia O. Iu. Typology of Addressing in the Texts of the Epistolary Genre: Autoref. of Diss. of Cand. of the Philology, Cheliabinsk State Pedagogical University. Cheliabinsk, 2004, 22 p. (In Russian)

Nickisch R.M.G. Die Stilprinzipien in den deutschen Briefstellern des 17. und 18. Jahrhunderts. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1969, 308 p.

Загрузки

Опубликован

01.08.2022

Как цитировать

Бояркина, А. В. (2022). СИНТАКСИС НЕМЕЦКОГО ЧАСТНОГО ПИСЬМА XVIII ВЕКА (на примере писем музыкантов. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 10, 153–168. извлечено от https://germanphilology.spbu.ru/article/view/14088

Выпуск

Раздел

ТИПЫ ТЕКСТА И ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ДИАХРОНИИ И СИНХРОНИИ