АКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИЛОГА В ТЕКСТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА DEUTSCH ALS FREMDSPRACHE
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.117Аннотация
В статье освещаются актуальные изменения в построении вербального взаимодействия между основными участниками коммуникации в рамках учебных пособий, предназначенных для изучения немецкого языка как иностранного. Основой для дискурсивного подхода при описании текста служат динамические модели текстуальности с их основными признаками — контекстуальностью, интенциональностью, процессуальностью и диалогичностью. Образовательный дискурс представляет собой когнитивно-коммуникативное пространство, быстро реагирующее на изменяющуюся социокультурную ситуацию, на новые принципы организации образовательного процесса. Материал учебных пособий для изучения немецкого языка, выпущенных ведущими немецкими издательствами Hueber и Klett, демонстрирует, с одной стороны, значительное влияние коммуникативного подхода на построение диалоговых отношений в тексте, с другой — стремление представить в тексте этот подход максимально эксплицитно. К основным принципам, связанным с коммуникативным подходом, относятся, во-первых, определение речевого действия как центральной компетенции, которая позволяет оценить успех в овладении иностранным языком; во-вторых, определение статуса обучающегося как центральной величины образовательного дискурса; в-третьих, эксплицитное, «прозрачное» представление каждого шага при изучении иностранного языка для всех участников, в первую очередь для обучающихся. Учебное пособие, являясь письменным текстом с утилитарным назначением, представляет собой сложный полилог между адресантами — авторами пособия — и двумя адресатами — обучающимися и обучающими. В статье устанавливается влияние коммуникативного подхода на выбор стратегий построения полилога. С этой целью в статье решаются следующие задачи: определяются актуальные способы представления в учебных пособиях речевых действий как центральных компетенций, на которые ориентируется адресат-обучающийся; выявляются стратегии их «прозрачного» представления, в частности в композиции учебных пособий; очерчиваются границы применения установленных стратегий. Особое внимание уделяется языковым средствам выдвижения адресата-обучающегося в центральную позицию, способам манифестации в тексте перспективы адресата, а также стратегиям, демонстрирующим подчеркнутое внимание к интересам адресата.
Ключевые слова:
диалог, образовательный дискурс, компетенции, немецкий язык как иностранный, речевой акт, дискурсивные стратегии
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Условия передачи авторских прав на статьи и рецензии, опубликованные в ежегодном периодическом издании «Немецкая филология» регулируются условиями Лицензионного Договора автора с Санкт-Петербургским государственным университетом. В соответствии с Лицензионным Договором опубликованные материалы находятся в открытом доступе, а авторам бесплатно предоставляется неограниченные возможности их распространения и самостоятельного архивирования.