АКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИЛОГА В ТЕКСТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА DEUTSCH ALS FREMDSPRACHE

Авторы

  • Татьяна Юрьевна Смирнова РГПУ им. А.И. Герцена, Адрес: Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0002-2241-4015

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.117

Аннотация

В статье освещаются актуальные изменения в построении вербального взаимодействия между основными участниками коммуникации в рамках учебных пособий, предназначенных для изучения немецкого языка как иностранного. Основой для дискурсивного подхода при описании текста служат динамические модели текстуальности с их основными признаками — контекстуальностью, интенциональностью, процессуальностью и диалогичностью. Образовательный дискурс представляет собой когнитивно-коммуникативное пространство, быстро реагирующее на изменяющуюся социокультурную ситуацию, на новые принципы организации образовательного процесса. Материал учебных пособий для изучения немецкого языка, выпущенных ведущими немецкими издательствами Hueber и Klett, демонстрирует, с одной стороны, значительное влияние коммуникативного подхода на построение диалоговых отношений в тексте, с другой — стремление представить в тексте этот подход максимально эксплицитно. К основным принципам, связанным с коммуникативным подходом, относятся, во-первых, определение речевого действия как центральной компетенции, которая позволяет оценить успех в овладении иностранным языком; во-вторых, определение статуса обучающегося как центральной величины образовательного дискурса; в-третьих, эксплицитное, «прозрачное» представление каждого шага при изучении иностранного языка для всех участников, в первую очередь для обучающихся. Учебное пособие, являясь письменным текстом с утилитарным назначением, представляет собой сложный полилог между адресантами — авторами пособия — и двумя адресатами — обучающимися и обучающими. В статье устанавливается влияние коммуникативного подхода на выбор стратегий построения полилога. С этой целью в статье решаются следующие задачи: определяются актуальные способы представления в учебных пособиях речевых действий как центральных компетенций, на которые ориентируется адресат-обучающийся; выявляются стратегии их «прозрачного» представления, в частности в композиции учебных пособий; очерчиваются границы применения установленных стратегий. Особое внимание уделяется языковым средствам выдвижения адресата-обучающегося в центральную позицию, способам манифестации в тексте перспективы адресата, а также стратегиям, демонстрирующим подчеркнутое внимание к интересам адресата.

Ключевые слова:

диалог, образовательный дискурс, компетенции, немецкий язык как иностранный, речевой акт, дискурсивные стратегии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Татьяна Юрьевна Смирнова, РГПУ им. А.И. Герцена, Адрес: Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48

Кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии РГПУ им. А.И. Герцена

Библиографические ссылки

Источники иллюстративного материала

Akademie Deutsch — Schmoll S., Schenk B., Bleiner S., Wirtz M., Glaser J. Akademie Deutsch A 1+ Intensivlehrwerk Band 1. Ismaning: Hueber Verlag, 2019. 205 S.

Menschen A 1/1 — Evans S., Pude A., Specht F. Menschen A 1.1 Deutsch als Fremdsprache Kursbuch. Ismaning: Hueber Verlag, 2016. 105 S.

Menschen A 2/2 — Breitsameter A., Glas-Peters S., Pude A. Menschen A 2/2 Deutsch als Fremdsprache Arbeitsbuch. Ismaning: Hueber Verlag, 2013. 112 S.

Sicher! C 1.1 — Perlmann-Balme M., Schwal S., Matussek M. Sicher! C 1.1. Deutsch als Fremdsprache Kursbuch und Arbeitsbuch Lektion 1–6. München: Hueber Verlag, 2019. 114 S.


Литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 425 c.

Гончарова Е.А. Еще раз о стиле как объекте современного языкознания // Текст — Дискурс — Стиль. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2003. С. 9–23.

Гончарова Е.А. Содержание и выражение диалогических отношений в текстах печатного интервью // Немецкая филология в Санкт-Петербургском университете. 2019. Вып. 8. С. 133–145.

Исследования по теории грамматики. Вып.4: Грамматические категории в дискурсе / ред. В.А. Плунгян (отв. ред.), В.Ю. Гусев, А.Ю. Урманчиева. М.: Гнозис, 2008, 487 с.

Мандельштам О.Э. Автопортрет: Стихотворения 1908–1937 гг. Заметки о поэзии / ред.-сост. И.А. Курамжина. М.: Центр-100, 1995. 256 с.

Feilke H. Die pragmatische Wende in der Textlinguistik // Text- und Gesprächslinguistik. 1. Halbband. Berlin; New York: de Gruyter, Mouton, 2000, S. 64–82.

Gansel Ch., Jürgens F. Textlinguistik und Textgrammatik. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2009. 270 S.

Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen. Lernen, lehren, beurteilen. URL: https://www.goethe.de/z/50/commeuro/i8.htm (дата обращения: 25.03.2024).

Thun F. Sch. von. Miteinander reden 1: Störungen und Klärungen. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Verlag, 2014. 320 S.

Weinrich H. Textgrammatik der deutschen Sprache. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverlag, 1993. 1111 S.

Zifonun G., Hoffmann L., Strecker B. Grammatik der deutschen Sprache. Berlin: Walter de Gruyter, 1997. 2569 S.


References

Bahtin M. M. The aesthetics of verbal art. Moscow, Iskusstvo Publ., 1979. 425 р. (In Russian)

Feilke H. Die pragmatische Wende in der Textlinguistik. Text- und Gesprächslinguistik. 1. Halbband. Berlin; New York, de Gruyter, 2000, S. 64–82.

Gansel Ch., Jürgens F. Textlinguistik und Textgrammatik. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 2009. 270 p.

Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen. Lernen, lehren, beurteilen. Available at: https://www.goethe.de/z/50/commeuro/i8.htm (accessed: 25.03.2024).

Goncharova E. A. Content and expression of dialogical relationships in printed interview texts. German Philology in St. Petersburg State University. 2019, iss. 8, pp. 133–145. (In Russian)

Goncharova E.A. Once again about style as an object of modern linguistics. Text — Discourse — Style. St. Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov Publ., 2003, pp. 9–23. (In Russian)

Mandel’shtam O.E. Self-Portrait: Poems 1908–1937 Notes on poetry. Comp. by I.A. Kuramzhina. Moscow, Tsentr-100 Publ., 1995. 256 p. (In Russian)

Research on the theory of grammar. Iss. 4: Grammatical categories in discourse. Ed. by V.A. Plungyan (ed.), V.Yu. Gusev, A.Yu. Urmanchieva. Moscow, Gnozis Publ., 2008. 487 p. (In Russian)

Thun F. Sch. von. Miteinander reden 1: Störungen und Klärungen. Reinbek bei Hamburg, Rowohlt Verlag, 2014. 320 p.

Weinrich H. Textgrammatik der deutschen Sprache. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich, Dudenverlag, 1993. 1111 p.

Zifonun G., Hoffmann L., Strecker B. Grammatik der deutschen Sprache. Berlin, Walter de Gruyter, 1997. 2569 p.

Загрузки

Опубликован

25.03.2025

Как цитировать

Смирнова, Т. Ю. (2025). АКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИЛОГА В ТЕКСТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА DEUTSCH ALS FREMDSPRACHE. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 14, 328–342. https://doi.org/10.21638/spbu33.2024.117

Выпуск

Раздел

II. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ