МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.119Аннотация
В настоящей статье рассматриваются подходы к феномену мультимодальности в трудах отечественных и зарубежных лингвистов, обращающихся к этому понятию с позиций лингвистики текста и когнитивной лингвистики. Приводятся примеры исследований мультимодальности на материале современных текстов, а также на историческом материале. Несмотря на определенную консолидацию подходов к мультимодальности, термины «модус» и «модальность»
по-прежнему требуют уточнения. Изучение мультимодальности открывает новые перспективы в исследованиях концептуальной метафоры. В статье рассматриваются сущность мультимодальной метафоры и ее отличие от мономодальной метафоры. На примере ряда мультимодальных метафор раннего Нового времени описываются обусловленность метафор социально-культурным контекстом, специфика процесса метафоризации, необходимость уточнения и разрешения исследуемых модусов, историческая преемственность и универсальный характер концептуальной метафоры. Указанные теоретические положения иллюстрируются на примере метафоры «мир — это театр», доминировавшей в мировоззренческой парадигме XV–XVIII вв. Описаны три аспекта метафоры,
которые определяют специфику концептуализации различных понятий в категориях театра, — структурный, онтологический и перформативный. Особым проявлением метафоры является традиция наименования в указанный период нехудожественных текстов различной тематики латинской лексемой theatrum или ее эквивалентами на национальных языках. Многообразие проявлений метафоры «мир — это театр» в различных модусах ставит вопрос о необходимости рассмотрения этого явления комплексно, как смешанного пространства, в котором отдельные реализации метафоры образуют особое концептуальное единство, дополняя друг друга и оказывая взаимное влияние. В завершение делается вывод о продуктивности анализа концептуальной метафоры с позиций мультимодальности и обозначаются сложности, которые возникают при исследовании концептуальных метафор отдаленных от нас эпох.
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Условия передачи авторских прав на статьи и рецензии, опубликованные в ежегодном периодическом издании «Немецкая филология» регулируются условиями Лицензионного Договора автора с Санкт-Петербургским государственным университетом. В соответствии с Лицензионным Договором опубликованные материалы находятся в открытом доступе, а авторам бесплатно предоставляется неограниченные возможности их распространения и самостоятельного архивирования.