ФОКУСНЫЕ ЧАСТИЦЫ КАК ПРОЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРАКЦИИ В НАУЧНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Авторы

  • Наталия Семеновна Супоницкая СПбГУ, Адрес: Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Данная статья посвящена анализу семантико-функционального потенциала фокусных частиц в научном тексте. Фокусные частицы являются одним из языковых средств скрытой эгореферентности, при употреблении которых устанавливается импликативная содержательная соотнесенность с автором научного текста. Особое внимание в статье уделяется специфике употребления данных лексических единиц в контекстах научного сообщения и установлению набора характерных функций фокусных частиц в научном лингвистическом дискурсе. Положения, приводимые в статье, иллюстрируются на материале немецкоязычных лингвистических статей.

Ключевые слова:

язык науки, научный текст, научный лингвистический дискурс, эгореферентность, импликация, фокусные частицы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталия Семеновна Супоницкая, СПбГУ, Адрес: Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

старший преподаватель кафедры немецкой филологии СПбГУ. 

Библиографические ссылки

Литература

Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 2000. 528 с.

Нефёдов С.Т. Имплицитная авторизованность научного текста // Научное мнение. 2013. No 10. СПб.: Санкт-Петербургский научный консорциум. С. 51–57.

Нефёдов, С.Т. Эпистемические «сдвиги» в модальности научного текста // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. No 9. С. 133–140.

Нефёдов, С.Т. Дискурсивные функции модальных слов в научной аргументации // Университетский научный журнал. 2016. No 21. С. 34–42.

Падучева, Е.В. Эгоцентрические валентности и деконструкция говорящего // Вопросы языкознания. 2011. No 3. С. 3–18.

Супоницкая, Н.С. Категория авторизации в лингвистике научной речи // Университетский научный журнал. 2016. No 18. С. 209–218.

Супоницкая, Н.С. Способы языкового маркирования имплицитного «присутствия» автора в научном тексте // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2016. No 7 (61): в 3 ч. Ч. 1. C. 133–138.

Duden. Die Grammatik. Unentbehrlich für richtiges Deutsch. Mannheim, Zürich: Dudenverlag, 2009. 1343 S.

Graefen, G. Ein Beitrag zur Partikelanalyse — Beispiel: doch // Linguistik Online. 2000. Bd. 6, N 2. URL: http://www.bop.unibe.ch/linguistik-online./article/view/1009 (дата обращения: 25.01.2017).

Hentschel, E., Weydt, H. Handbuch der deutschen Grammatik. Berlin: de Gruyter, 1994, 524 S.

König, E. Gradpartikeln // Semantik: Handbuch zur Sprach- und Kommunikationswissenschaft. (=HSK 6). Berlin, New York: de Gruyter, 1991. S. 786–803.

Steinhoff, T. Wissenschaftliche Textkompetenz: Sprachgebrauch und Schreibentwicklung in wissenschaftlichen Texten von Studenten und Experten. Tübingen: Niemeyer, 2007. 460 S.


Источники иллюстративного материала

Bader — Bader, M. Das Verb lassen im Deutschen: Zum Zusammenspiel von Auxiliarinversion und Ersatzinfinitiv // Zeitschrift für Sprachwissenschaft. 2014. Bd. 33 (1). S. 1–44.

Elsen — Elsen, H., Michel, S. Beispiel Wortbildung. Die Erhebung und Interpretation von Daten // Zeitschrift für Sprachwissenschaft. 2009. Bd. 28. S. 163–168.

Engberg, Luttermann — Engberg, J., Luttermann, K. Informationen auf Jugend-Webseiten als Input für Wissenskonstruktion über Recht // Zeitschrift für angewandte Linguistik. 2014. Bd. 60 (1). S. 67–91.

Meiler — Meiler, M. Kommunikationsformenadressen oder: Prozeduren des Situationsvollzugs am Beispiel von Weblogs // Zeitschrift für angewandte Linguistik. 2013. Bd. 59 (1) . S. 51–106.

Metten — Metten, Th. Zur Analyse von Atmosphären in Diskursen. Eine diskurslinguistische Untersuchung kollektiver Befindlichkeiten am Beispiel des Vulkanausbruchs in Island // Zeitschrift für angewandte Linguistik. 2012. Bd. 56 (1). S. 33–65.

Meyer — Meyer, M. Sprachliche Wohlgeformtheit eine kritische Bestandsaufnahme // Zeitschrift für Sprachwissenschaft. 2009. Bd. 28. S.141– 150.

Mollica — Mollica, F. Der Dativus Ethicus im Deutschen aus konstruktionsgrammatischer Sicht // Zeitschrift für Germanistische Linguistik. 2014. Bd. 42 (3). S. 349–378.

Stefanowitsch — Stefanowitsch, A. Bedeutung und Gebrauch in der Konstruktionsgrammatik: Wie kompositionell sind modale Infinitive im Deutschen? // Zeitschrift für Germanistische Linguistik. 2009. Bd. 37 (3). S. 565–592.

Wunderlich — Wunderlich, D. Spekulationen zum Anfang von Sprache // Zeitschrift für Sprachwissenschaft. 2008. Bd. 27. S. 229–265.


References

Biuler, K. Teoriia iazyka. Reprezentativnaia funktsiia iazyka [Language theory. Representative language function]. Moscow, Progress Publ., 2000. 528 p. (In Russian)

Nefedov S.T. Implitsitnaia avtorizovannost’ nauchnogo teksta [Implicit autorisation of scientific text]. Nauchnoe mnenie, 2013, no. 10. St. Petersburg, pp. 51–57. (In Russian)

Nefedov, S.T. Epistemicheskie «sdvigi» v modal’nosti nauchnogo teksta [Epistemic “shifts” in modality of the academic text]. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniia, 2016, no. 9. Moscow, Nauka obrazovaniia Publ., pp. 133–140. (In Russian)

Nefedov, S.T. Diskursivnye funktsii modal’nykh slov v nauchnoi argumentatsii [The Discursive Functions of Modal Words in the Academic Argumentation]. Universitetskii nauchnyi zhurnal, 2016, no. 21. St. Petersburg, pp. 34–42. (In Russian)

Paducheva, E.V. Egotsentricheskie valentnosti i dekonstruktsiia govoriashchego [The egocentric valence and the deconstruction of speaker]. Voprosy iazykoznaniia, 2011, no. 3, pp. 3–18. (In Russian)

Suponitskaia, N.S. Kategoriia avtorizatsii v lingvistike nauchnoi rechi [Category of authorisation in Academic writing]. Universitetskii nauchnyi zhurnal, 2016, no. 18. St. Petersburg, pp. 209–218. (In Russian)

Suponitskaia, N.S. Sposoby iazykovogo markirovaniia implitsitnogo «prisutstviia» avtora v nauchnom tekste [The ways of the language marking of the author’s implicit “presence” in the scientific text]. Filologicheskie nauki: voprosy teorii i praktiki, 2016, no. 7 (61): in 3 parts. Pt. 1. Tambov, Gramota, pp. 133–138. (In Russian)

Duden. Die Grammatik. Unentbehrlich für richtiges Deutsch. Mannheim, Zürich: Dudenverlag, 2009. 1343 S.

Graefen, G. Ein Beitrag zur Partikelanalyse — Beispiel: doch. Linguistik Online, 2000. Bd. 6, N 2. URL: http://www.bop.unibe.ch/linguistik-online./article/view/1009 (дата обращения: 25.01.2017).

Hentschel, E., Weydt, H. Handbuch der deutschen Grammatik. Berlin: de Gruyter, 1994, 524 S.

König, E. Gradpartikeln. Semantik: Handbuch zur Sprach- und Kommunikationswissenschaft. (=HSK 6). Berlin, New York: de Gruyter, 1991. S. 786–803.

Steinhoff, T. Wissenschaftliche Textkompetenz: Sprachgebrauch und Schreibentwicklung in wissenschaftlichen Texten von Studenten und Experten. Tübingen: Niemeyer, 2007. 460 S.

Загрузки

Опубликован

20.12.2017

Как цитировать

Супоницкая, Н. С. (2017). ФОКУСНЫЕ ЧАСТИЦЫ КАК ПРОЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРАКЦИИ В НАУЧНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 7, 181–189. извлечено от https://germanphilology.spbu.ru/article/view/19155

Выпуск

Раздел

II. ВНУТРИТЕКСТОВЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСОВ