МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ ПО ГЕРМАНИСТИКЕ

Авторы

  • Наталия Семеновна Супоницкая СПбГУ, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.115

Аннотация

Данная статья посвящена мультимодальной структуре немецкоязычной онлайн-лекции по германистике. В условиях пандемии сфера преподавания в университетах Германии весьма быстро отреагировала на изменения в способах коммуникации. Несмотря на то что академическая лекция является в значительной степени устоявшейся формой научного взаимодействия между преподавателем и студентами, в дистанционном обучении ей на смену приходит онлайн-лекция. Различные коммуникативные элементы (текст и изображения в презентации, а также мимика и жесты, сопровождающие речь преподавателя) сочетаются друг с другом, создавая сложную и многомерную форму мультимодальности. Произведенный в статье анализ представляет собой классификацию
типов онлайн-лекций и способов функционирования данного мультимодального текста в научной интернет-коммуникации. В качестве материала исследования были отобраны 25 немецкоязычных онлайн-лекций по лингвистике и литературоведению, выложенных с 2020 по 2022 г. на платформе YouTube, а также на сайтах пяти университетов Германии (например, lecture2go.uni-hamburg.de).
Выбор данных лекций был обусловлен их доступностью в интернете и общей тематикой (лекции по германистике). Для изучения эмпирического материала использовались дискурсивный анализ, метод систематизации и классификации. На основании транскриптов лекций, невербальных характеристик и аудио-визуальных компонентов было выделено три основных типа онлайн-лекций: двухмодальные лекции с преобладанием звукового и вербального каналов связи, наиболее распространенные трехмодальные онлайн-лекции, в которых взаимодействуют сразу три основных модуса передачи информации: вербальный, невербальный и просодический. Самая сложная комбинация из мультимодальных средств отражена в последней группе кроссмодальных лекций, где лектор
одновременно использует несколько каналов связи разными способами для более эффективного общения со студенческой аудиторией. Таким образом, проведенный анализ позволил ответить на вопросы, в чем заключается особенность мультимодальной структуры онлайн-лекции и какие дискурсивно-коммуникативные приемы используют немецкоязычные лекторы при конструировании
лекционного дискурса в гуманитарной области исследования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

09.01.2023

Как цитировать

Супоницкая, Н. С. . (2023). МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ ПО ГЕРМАНИСТИКЕ. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 12, 288–303. https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.115

Выпуск

Раздел

II. МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ ОБЩЕНИИ И ИНТЕРНЕТЕ