ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ В СТРУКТУРЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО НАУЧНОГО ТЕКСТА

Авторы

  • Сергей Трофимович Нефедов СПбГУ, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.106

Аннотация

Статья нацелена на изучение семиотических ресурсов выражения оценочных значений в рамках научно-исследовательской практики. Анализ проводится на материале немецкоязычных лингвистических статей. В качестве общей задачи ставится вопрос об использовании субъектами научного дискурса лингвистических и визуально-графических средств в семиозисе оценки значимости текстовых утверждений. Методологическая основа анализа задана теоретическими установками интеракциональной социолингвистики, лингвосемиотики, социальной семиотики и метапрагматики, отстаивающих положения о принципиальной мультимодальности всякого текста и социальной обусловленности текстовых смыслов целями и социокультурным контекстом соответствующей коммуникативной практики. Принимается широкое социолингвистическое понимание оценки как маркера субъективно-оценочного отношения субъектов дискурса к коммуницируемому содержанию и смыслообразующего индекса межличностного взаимодействия в социальной практике. В статье впервые представляются и систематизируются корпусные данные о визуально-графических средствах и приемах, используемых в научно-исследовательской статье; показывается роль визуально-графического ресурса в создании оценочного смысла значимости при вербализации автором-исследователем полученного научного результата; выявляются и описываются три основных варианта кодирования оценок значимости в структуре научной статьи: лингвистический, визуально-графический и смешанный. В контекстах научно-познавательной ситуации анализируются как отдельное применение семиотических модусов вербального кода, так и их взаимодействие в структуре мультимодального научного текста. Рассматривается участие лингвистического и визуально-графического семиотических форматов в передаче оценки значимости с прагматической точки зрения как коммуникативной стратегии контроля над восприятием адресата сообщаемой информации, а также раскрываются речемыслительные и социокоммуникативные механизмы применения оценки значимости в проанализированном корпусе статей. В терминах интеграции, контраста и двойного кодирования категоризуются семантические отношения между лингвистическим и визуально-графическим модусами, а также связь каждого из модусов с базовым вербальным кодом. Представленные результаты анализа вносят вклад в теоретическое понимание того, как автор-исследователь вербализует, а реципиент интерпретирует оценочный смысл значимости отдельных композиционных частей и утверждений научно-исследовательской статьи в мультимодальной семиотической среде текстового целого. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Нефедов, С. Т. (2022). ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ В СТРУКТУРЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО НАУЧНОГО ТЕКСТА. Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете, 12, 116–135. https://doi.org/10.21638/spbu33.2022.106

Выпуск

Раздел

I. МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)